Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Художественная специфика жанра кинооперы

Сложность жанра кинооперы определяется прежде всего остро поставленной проблемой синтеза условности оперного жанра и безусловности кино. Суть кинематографического подхода к решению данной проблемы – художественный перевод с языка оперы на язык экранных искусств.

Что же есть оперная условность? Главное в опере – «возможность обстоятельных музыкальных высказываний при некоторой замедлённости и немногосложности действия». Люди ходят в оперу, чтобы слушать музыку и голоса. А попутно – следить за довольно медленно развертывающимся действием; разглядывать кажущиеся издалека очень красивые декорации; весьма приблизительно – опять-таки из-за солидного расстояния между залом и сценой – улавливать особенности актерской игры певцов. И зритель, с которым оперный театр заключает неписаное соглашение, принимает главное условие – люди не разговаривают, а поют, - принимает и все остальное.

На экране зрители могут рассматривать изображение, одновременно столь же тщательно вникая в суть происходящего, оценивая тончайшие нюансы актёрской игры и требуя подлинности деталей.

Это отнюдь не означает отказа от условности. Ведь и на экране, как и в театре, люди в опере не разговаривают, а поют. Речь идёт о другом: о замене сценической условности, вынесенной из узких рамок пространства театральной коробки, спецификой кинематографической, для которой важны естественность, приближение к жизни, благодаря использованию разнообразной натуры – от настоящей природы до многочисленных деталей реального быта людей.

В ходе исторического развития опера выработала ряд художественных канонов, характеризующих ее как жанр. Главным средством художественного воздействия является вокальная мелодия, связанная со словом. Однако для всестороннего раскрытия драматического конфликта, сценических положений и чувств героев требуется мастерское использование всех выразительных возможностей музыки. В опере объединяются вокальное (сольное, ансамблевое, хоровое) и инструментальное (симфоническое) начала. Их тесная взаимосвязь является предпосылкой к созданию полноценного произведения. В соответствии с замыслом, характером сюжета и текстом либретто композитор использует и творчески развивает исторически сложившиеся формы оперной музыки, которые отличаются значительной свободой, и у каждого крупного композитора получает собственное преломление. Тем не менее, можно указать на некоторые общие драматургические закономерности. Характеры героев наиболее полно раскрываются в развернутых номерах или эпизодах сольного пения (ариях, ариозо, песня, монолог). Речитатив выполняет важную связующую роль в развитии образных характеристик. В ансамблях – дуэтах, терцетах, квартетах и т. д., включая большие финальные сцены (часто с хором), средствами музыки обобщаются драматические ситуации, сопоставляются в одновременности близкие и контрастные образы, выявляются противоречия интересов, столкновения или сближения характеров. Поэтому ансамбли нередко появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. Художественные возможности музыки позволяют композитору создать в массовых хоровых сценах картины народной жизни, выявить связи героя с социальной средой. В музыкальной драматургии оперы велика роль оркестра, которому нередко поручается передача главенствующего эмоционального содержания данной сцены; симфонические средства выразительности существенно дополняют и углубляют музыкальную обрисовку сценических положений, обстановки действия, душевного мира героев; встречаются и самостоятельные оркестровые номера (увертюры, антракты, танцы).

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
"А не пойти ли мне на работу?", - подумал я. И не пошёл.
2008 © Киноискусство