Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Эстетические нормы телеискусства

Эстетическим нормам телеискусства подчинил постановку фильма-оперы «Виват, Россия!» режиссёр В. Окунцов («Лентелефильм», 1978). В экранной постановке сохранились режиссёрская концепция, сценография и рисунок мизансцен, но при этом произошло «сжатие» пространства и дробление действия на отдельные фрагменты. Вследствие этого, поменялись ракурсы спектакля, его драматургические акценты. На театральной сцене главным действующим лицом являлся народ, который представал в развёрнутых монументально-эпических сценах «Битва со шведами», «Снятие колоколов» и др. Это – эмоциональные и смысловые центры музыкально-драматического действа, задуманного автором в виде вокально-симфонических картин-фресок. В фильме-опере на авансцену выходит образ Петра, раскрывается не столько масштабность исторических преобразований, сколько масштаб его незаурядной личности. Драматизм, острота конфликтов и грандиозность свершений эпохи отражаются в нём, в его чувствах и помыслах.

Приближение героя к зрителю позволяет увидеть его не только в контрасте разных эмоциональных состояний, но и в процессе переходов из одного состояния в другое, создающих непрерывность внутренней жизни образа. В театре эта жизнь не только менее детализирована, но и выражена посредством пластики, с характерной, несколько искусственной подачей на зрителя. На экране же «отчуждение» пропадает, усиливается погружение в духовную жизнь персонажа. К примеру, «в театре, в диалогах с живописцем Владимиром Пётр стоит спиной к зрителям, хотя в это время важно как раз то, что происходит в его душе. В телеспектакле подобные диалоги поставлены по-другому: в них выстроены другие декорации, рассчитанные не на фронтальную, а на глубинную композицию, отражающую и делающую наглядным психологический процесс, столь важный в данных эпизодах».

Таким образом, развитие телеискусства привело к появлению таких форм взаимодействия оперы и экрана, как прямая телетрансляция и адаптативный фильм-опера. Основной задачей трансляции стало распространение оперного произведения среди огромной аудитории. В этой сфере телевидение стремится быть посредником между сценой и зрителем. Наиболее художественно значимые образцы возникают тогда, когда режиссёр подходит к творческой стороне процесса трансляции, учитывая эстетические требования, которые предъявляет искусство «малого экрана». В этих случаях переосмысливается проблема контакта с аудиторией, новое звучание получает личность дирижёра – она берёт на себя функцию повествователя, лица «от автора», что является одним из основных художественных приёмов телеискусства. Антракты, как правило, заполняются сюжетами, касающимися данных оперных произведений. Активный и целесообразный комментарий делает транслируемую оперу более понятной телезрителям и, тем самым, усиливает пропагандистские и просветительские возможности телевидения.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Предпочитал работу по специальности, так как специальности никакой не имел.
2008 © Киноискусство