Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Телеопера «Сивая легенда»

Для белорусского телевидения в 1890 году Г. Николаев снял фильм-оперу «Францыск Скарына» по одноимённой опере Дм. Смольского, а ранее тот же режиссёр создал телеоперу, экранизировав партитуру оперы Дм. Смольского «Сівая легенда».

«Сівая легенда» - первая белорусская национальная романтическая опера. Её литературно-драматическая основа позаимствована из одноимённой повести самобытного белорусского писателя В. Короткевича и характеризуется захватывающей фабулой, драматическим напряжением. Легендарная история любви, оттенённая темой ревности и предательства, получила убедительную интерпретацию в выразительной, эмоционально насыщенной музыке Дм. Смольского.

Наряду с общими сложностями экранизаций оперы, связанными со специфической для этого жанра условностью, «Сівая легенда» ставит и свои, индивидуальные проблемы, обусловленные содержанием, особенностями музыкальной драматургии и стиля. «В опере Дм. Смольского нет противостояния положительных и отрицательных героев, как это наблюдалось, скажем, в экранизированных операх А. Богатырёва и Р. Пукста. Конфликт в «Сівой легендзе» решается в обобщенном социально-психологическом плане. Это столкновение красивого человеческого чувства любви, такого же натурального и безграничного, как и сама жизнь, и тупого в своей окостенелости жёсткого мира феодальных обычаев.

Композитор строит музыкальную драматургию на противопоставлении и сквозном развитии двух обобщённых музыкальных образов – эмоционально насыщенной «бесконечной мелодии» и жёсткой, угловатой, злой темы-марша, которая в сценической постановке воплощается чисто условными приёмами современной пластики.

Значительную сложность для экранизации представляет и такая особенность музыкальной драматургии оперы, как развёрнутые, выразительные арии, позволяющие актёру многопланово выявить психологическое состояние героев. Однако они останавливают внешнее развитие.

Наконец, «Сівая легенда» Д. Смольского содержит в себе черты народной музыкальной драмы. Народ – активное действующее лицо оперы, и хоры, которые его характеризуют, требуют постановки массовых сцен. Но многофигурные композиции, панорамные планы в отличие от кино не присущи телеискусству.

Для создания телеоперы «Сівая легенда» была записана высококачественная фонограмма. Выразительную реалистическую основу телепостановки режиссёр Г. Николаев наполнил поэтическими метафорами, образными параллелями, символами, которые обогатили содержание оперы средствами, органичными для телеискусства. Так, своеобразный авторский комментарий осуществляется путём переосмысления пейзажа, который из фонового эмоционального компонента вырастает до ёмких смысловых метафор. Одна из них в философско-поэтическом ключе обобщает основную идею оперы. В начальных кадрах фильма центральная музыкальная тема любви сопровождается картиной пышного цветения яблонь. В финале этот план возникает как реминисценция, вступает в контрастное сопоставление с картиной разбитой дорого, усыпанной опавшими яблоками. Яблоки гибнут под колёсами повозки, ставшей своеобразным эшафотом для лирических героев оперы. Сквозной поэтической метафорой становится кроваво-красное солнце, которое несёт ощущение тревоги, трагедии в переломных ситуациях. Вообще, пламя как самостоятельный драматический образ активно действует в символике фильма: это и пылающие факелы в руках крестьян в начале восстания, и воз сена, который горит в сцене боя, и свечи, стоящие возле умирающего Кизгайлы. Природа и её силы выступают как важные действующие лица, активно действуют в его образной системе, усиливают его национальный колорит.

Принципиальными чертами телеоперы стали лаконизм, камерность, экономия выразительных средств, при которой каждая деталь начинает играть значительную роль в раскрытии содержания. Например, последний дуэт Любки и Ирины происходит в тюрьме. Между женщинами – решётка. Умелое использование ракурсов вызывает ощущение того, что обе женщины закованы в железные клетки, и свобода Любки эфемерна.

Режиссёр почти целиком отказался от массовых сцен. Значительная часть хора звучит за кадром. При этом общее ощущение присутствия народа на экране достаточно естественно. Вместо батальной массовой сцены поединка Романа и Кизгайлы в телеопере актёры делают минимум движений. Напряжённость боя передаётся через музыку и ограниченное узкими винтовыми лестницами пространство. В кульминационный момент камера выходит на багровое солнце. Это одна из наиболее эмоциональных и выразительных сцен. Про лаконизм режиссёрского письма свидетельствует и косвенное отображение событий: про трагическую развязку поединка зритель узнаёт по выражению лица его свидетеля.

В соответствии с требованиями специфики телезрелища решена и ария Любки. С помощью монтажа Г. Николаев создаёт многоплановое действо, где признание Любки вызывает у Романа свои ассоциации: в его голове возникает образ Ирины. «Такое образное «зрительно-полифоническое» решение арии кажется в психологическом плане очень точным».

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Будь великодушен - прости подчинённым свои ошибки.
2008 © Киноискусство