Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Советские телеоперы

В Московском Союзе композиторов проходили дискуссии на тему «Опера и телевидение». «Говорилось о вольном обращении с партитурами, о неслиянности задач композитора и дирижёра, с одной стороны, и телевизионного режиссёра – с другой… Обсуждение деятельности телевизионного музыкального театра не осталось бесплодным. Появилось несколько спектаклей, в которых обнаружились определённые сдвиги, имевшие принципиальное значение». Плодотворными оказались усилия композитора В. Агафонникова с режиссёром В. Серковым в постановке телеоперы «Анна Снегина». В ходе подготовки спектакля вносились значительные изменения в либретто, режиссёр и композитор, стремясь «заразить» своим видением дирижера Е. Акулова и точнее понять его концепцию, присутствовали на записях фонограммы. В результате позиции стали едиными. Телевизионная специфика ощущалась здесь в чётко рассчитанном видеоряде с моментальными перебивками, с невозможными на оперной сцене крупными планами, в стремительной смене мест действия.

Позже в Москве были созданы телеоперы «Бабий бунт» Е. Геллера, «Мужицкий сказ» К. Волкова, «Ураган» Ю. Ефимова, «Награда», «Наставник» Н. Гигаури, «Итальянские встречи» В. Кладницкого, «Так сказал Кутузов» Б. Архимандритова, «Варькина любовь» М. Магиденко, «Снег» А. Фридленлера, «Последний катер» М. Коваля, «Ведьма» В. Власова и В. Фере.

В 1968 году на белорусском телевидении была снята телеопера Г. Вагнера «Ранак» (режиссёры В. Карпилов и Е. Шабан). Это не единственный случай экранизаций произведений белорусских композиторов: фильмы-оперы «У пушчах Палесся» А. Богатырёва, «Марынка» Р. Пукста, телеопера «Сівая легенда» и адаптативный вариант оперы «Францыск Скарына» Д. Смольского свидетельствуют о стремлении сберечь для истории белорусской музыки эти произведения, включить их в контекст современной культуры, придать им новую интерпретацию. Но именно «Ранак» Г. Вагнера был написан специально для сьёмок в условиях взаимодействия композитора и телережиссёров.

Телеопера «Ранак» была написана Г. Вагнером по мотивам поэмы А. Кулешова «Песня о славном походе». Хотя «Песня» при переработке в оперное либретто претерпела существенные изменения, её общая сюжетная линия и идейно-художественная направленность в целом сохранились.

Действие разворачивается вокруг эпизода из жизни красноармейского отряда. На фоне походных событий показывается судьба любящих молодых людей – разведчика, в прошлом панского батрака Адама, и насильно выданной замуж за богатого хуторянина недавней батрачки Арины.

В оперной партитуре Г. Вагнер достиг ясности формы и драматургической стройности музыкального развития. Картины – эпизоды, разнообразные по настроению и содержанию, он связал плавными переходами. Как уже указывалось, такой тип музыкально-драматургического построения наиболее полно отвечает жанровой специфике, предполагающей камерность музыкального материала и лаконизм постановочных построений. Вместе с тем, телеопера наполнена множеством персонажей: в первой же картине «Сельская ярмарка» композитор и режиссёр выстраивают мозаику колоритных национальных образов. Друзья – разведчики Адам и Якуб (артисты А. Савченко и В. Кириченко), «под видом весёлых гончаров, торгующих «зязюлькамі – перапёлачкамі», ведут на ярмарке политическую агитацию»; горестно причитает женщина – мать (Л. Онегина) над детьми. Яркие музыкальные характеристики получили образы солдата–калеки, бедного косаря, а также лагерь врагов: белогвардейский генерал Булак и его свита. Разнообразие персонажей придаёт телеопере черты эпичности, но большим эпическим полотном «Ранак» назвать нельзя: музыкальная ткань остаётся лаконичной, все лейттемы достаточно короткие, но при этом – меткие, яркие, выразительные. А музыку дополняет изобразительный ряд, обогащая содержание и помогая ей создать более полную картину того времени. Режиссёры умело воспользовались уникальными возможностями, которые представляет жанр телеоперы: «всё подчинено музыке, ничто не отвлекает от слушания, хотя следишь за развитием действия с неослабевающим вниманием».

С помощью характерных для телевидения крупных планов, возможности быстрой смены мест действия, коротких монтажных фраз режиссёры сумели создать точные визуальные пласты: в сцене «Рассвет», когда Адам прислушивается к голосу Утра, и в последние минуты перед ним проходят эпизоды его жизни; в лирическом центре оперы – картине встречи Адама и Арины в поле. Выразителен финал оперы: «на фоне удачно вмонтированных кинокадров, изображающих стремительно мчащихся красных конников», звучит яркая музыкальная тема, «воплощающая романтическую устремлённость героев гражданской войны».

Таким образом, телеопера является продуктивным жанром, в наиболее полной мере синтезирующим эстетические принципы оперного и телевизионного искусств. Основой для создания телеоперы может стать непосредственно оперное произведение (не сценическая постановка) или специально для экрана написанный музыкальный текст. В первом случае экранизация решает те же проблемы совмещения оперной условности и экранной безусловности, что и киноопера, но переосмысливает их в контексте телевизионной эстетики. Во втором случае, телеопера по-иному ставит вопрос о творческих взаимоотношениях композитора и режиссёра: совместное сотрудничество в новом жанре приводит к единству их художественных концепций. Для музыкальной драматургии телеоперы стал общим принцип построения, при котором небольшие эпизоды объединяются плавными либо контрастными переходами. Специфическими жанровыми чертами стали также и камерность формы, психологизм содержания и лаконизм постановочных решений. Всё это позволяет говорить о телеопере как об оригинальной форме взаимодействия оперы и экранных искусств.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Не опаздывай на совещания - будешь сидеть в первом ряду.
2008 © Киноискусство