Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Экранизированный театр Ж.Мельеса

Первоначально кинематограф по отношению к театру выполнял функции репродуктивного характера. Основоположником этого направления явился «фокусник, он же и директор детского театра» Жорж Мельес. Именно он удалился от «механического фотографизма» Люмьеров и создал «экранизированный театр», осознав, что для появления нового жанра нужно заимствовать приемы театра.

В то время фильм находился в примитивной стадии: он имел всего 17 метров, проекция длилась не более минуты. Кинематограф переживал первый кризис, когда из-за несовершенства аппаратов и пренебрежительного отношения культурной публики он был отброшен из салонов в ярмарочные балаганы для развлечения детей и народа. Именно тогда Ж. Мельес создал творческую концепцию «экран-сцена», видя в ней возможный выход из этого кризиса.

Фильмы Ж. Мельеса – это перенесенные на пленку театральные спектакли, в которых были соблюдены три классических закона драматического искусства - единство места, действия и времени - и прибавлен четвертый закон - единство точки зрения, подразумевающий, что съемка производилась статичной камерой из центра партера. Даже нарушая единство места, Ж. Мельес делал так, как делают это в жанре: делил фильмы на отдельные сцены, соответственно смене декораций.

В 1904 году Ж. Мельес снял «Фауста» и «Севильского цирюльника» – это были первые экранизации оперных произведений. Говоря о них, нужно понимать, что это не были экранизации в строгом смысле. Скорее, эти фильмы носили характер киноиллюстраций. Мельес ничего не придумывал, просто снимал традиционные театральные представления с точки зрения «господина из партера». Фильмы сопровождались исполнением популярнейших арий из опер Ш. Гуно и Дж. Россини. В «Цирюльнике» длиной 450 метров, продолжавшемся 27 минут, Мельес точно следовал за пьесой П. Бомарше и каждую из семи картин разделил на сцены.

Съемка театральных спектаклей, подобных «Фаусту» и «Севильскому цирюльнику» Ж. Мельеса, несколько позднее приобрела более масштабный характер: в 1907-1909 годах «Эдисон» и «Вайтаграф», стоявшие в авангарде американской кинопромышленности, выпустили фильмы: «Макбет», «Ричард III», «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь». В Италии в 1908-1909 годах фирма «Чинес» закончила фильмы «Гамлет», «Дон Карлос», «Ромео и Джульетта»; фирма «Итала»: «Манон Леско», «Джордано Бруно», «Генрих III». Во Франции общество «Фильм Д’ Ар» выпустило фильмы: «Тоска» с участием Сары Бернар, «Макбет», «Тартюф», «Дон Карлос» и многие другие.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Приглашаются грузчики для интересной работы...
2008 © Киноискусство