Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Экранизации спектаклей во время кризиса сюжетов 1908 года

Повышенный интерес к экранизациям драматических и оперных спектаклей, несомненно, оживил кинематограф 1908 года, пребывающий в состоянии кризиса сюжетов.

Но, в полной мере, значение репродуктивной функции кино было осознано в 1911 году В. Дж. Баркером, директором английской фирмы «Баркер». Он экранизировал шекспировского «Генриха VIII»; пьеса незадолго до того была поставлена в «Театре его Величества» сэром Гербертом Бирбомом Три, знаменитым трагическим актером. Он исполнил главную роль в фильме, где участвовала вся его труппа. «Фильм, который я имею честь вам показать, - заявил Баркер, - как бы ни был хорош, дает, признаться, все же весьма слабое представление о великолепном спектакле, созданном «Театром его Величества» для своих многочисленных зрителей.…Когда я уговорил сэра Герберта Три снять в кино его изумительного «Генриха VIII»,моей целью было не только заинтересовать, позабавить и развлечь толпы кинозрителей, но и сохранить для потомства точное, безмолвное и долговечное изображение чудесного и живого зрелища, воссоздающего наиболее значительных деятелей и события нашей богатой английской истории…».

Постановка фильма «Генрих VIII» была осуществлена в киностудии в декорациях и костюмах, принадлежащих «Театру его Величества». Фильм представлял собой экранизацию театрального спектакля, снятую такой же примитивной техникой, как и у Мельеса: киноаппарат был поставлен прямо против киноактеров, снятых в полный рост, и экран точно соответствовал театральной сцене.

Итак, интерес к экранизациям театральных пьес стал носить иной характер: репродуктивные формы кинематографа стали рассматриваться как способ «консервации» наиболее ярких и значимых достижений на театральных и оперных подмостках, а также как средство их распространения в странах Европы и Америке. Режиссеры поняли, что кино может взять за основу не только сценический сюжет, но целый спектакль. Фиксация его на кинопленку дает возможность создать фильм – спектакль, максимально бережно сохранив все особенности постановочного решения. Уже в следующем, 1912 году, Ф. Р. Бенсоном с той же целью «консервации» были сняты на киноленту спектакли театра Стрэдфорда – на – Эвоне «Макбет», «Ричард III», «Укрощение строптивой» и «Юлий Цезарь». ( К сожалению, на сегодняшний день некоторые из них не сохранились, некоторые уцелели частично; в Английской синематеке из этой серии сохранились лишь «Ричард Ш»). В России в 1915 году в опере «Псковитянка», поставленной А. Ивановым – Гаем для кино под заглавием «Царь Иван Васильевич Грозный», и позже в опере «Дон Кихот», снялся Ф. Шаляпин. В США сенсацией того же, 1915 года, стала «Кармен» по опере Ж. Бизе, снятая с Сесилем де Миллем. В картине снималась знаменитая оперная дива Джеральдина Феррар. И «Псковитянка», и «Кармен» были поставлены в пышных декорациях, с массовыми сценами. В «Кармен» С. де Милль ввел конструктивные декорации, заменив ими декорации, нарисованные на холсте, которые были распространены почти повсюду. Но, несмотря на это, техника съемки оставалась прежней, не выходя за рамки мельесовской концепции «сцена – экран». Диаметр граммофонного диска оставался недостаточным для того, чтобы записать большую оперу, поэтому экранизированные оперные представления по-прежнему сопровождались популярными номерами.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Сегодня три раза подумал. Очень устал...
2008 © Киноискусство