Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Кинематограф раннего периода

Выдающийся мастер кино Андре Антуан, изучая вопросы природы кино и театра, вопросы разницы между кино - и театральными постановками, так высказался о концепции Ж. Мельеса:

«Наши кинотехники, фотографы – операторы, во время создания картин находились на местах зрителей, потому – то они и аппарат устанавливали в том месте, где обычно находились зрители. И все элементы спектакля, как на сцене, устремлялись к одной точке. Картина была построена композиционно так, чтобы зритель видел ее спереди, то есть у суфлерской будки. А так как, кроме того, актеры, бессознательно применяясь к композиции, вновь обретают привычные навыки профессии, кинофильм ничуть не отличается от театрального представления. Главные действующие лица фильма, исполняя дуэт или диалог, бессознательно теснятся на переднем плане.

Кинематограф раннего периода пока еще не выработал своего и средств выразительности, лишь подспудно ощущая себя новым видом искусства: «с самого возникновения кино мы просто-напросто впадаем в заблуждение, применяя театральные формулы и методы в искусстве, которое в корне отличается от всего, что мы знали доныне, и которое требует еще не употреблявшихся средств выразительности».

Именно в силу преобладания в кинематографе этого периода чисто театральных концепций репродукция явилась наиболее естественной формой взаимодействия кино и театра. Но со становлением киноискусства, связанным с достижениями кинематографии 20-ых годов, одновременно с репродукцией появляется такая форма взаимодействия театра и кино, как адаптация произведений драматического, оперного, балетного театров.

А. Антуан был близок к открытиям кинематографии 1920-х годов. Он понял, что монтаж, определяемый постоянной сменой точки зрения киноаппарата и планов, и есть то, что заключает в себе разницу между театром и кино. Позже эту мысль В. И. Пудовкин сформулировал так: «Киноискусство – это монтаж».

А. Антуан также писал: «Надо, чтобы способы съемки были гибкими и бесконечно обновлялись…Аппарат перестает быть той неподвижной точкой, перед которой развивается действие. Как и в театре, надо было бы добиваться, чтобы актеры видели «четвертую стену», вживались в обстановку, а не обращались бы все время к зрителю; кроме того, необходимо, чтобы киноактеры заставили себя «забыть об операторе». А вот он, напротив, должен следовать за ними, где бы они ни находились». Несколькими годами позже идеи Антуана воплотились в «Последнем человеке» Ф. В. Мурнау, в «Парижанке» Ч. Чаплина, а 30 лет спустя легли в основу итальянского «неореализма».

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
"А не пойти ли мне на работу?", - подумал я. И не пошёл.
2008 © Киноискусство