Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Кинооперы 60 – 80-хх гг. ХХ века

В 60-80-ые годы XX века возник интерес к созданию собственно киноопер. Экранные произведения подобного рода снимались с учётом специфики художественного потенциала музыкального театра и эстетики и выразительных средств кино. При этом режиссёры, в первую очередь, стремились к созданию самостоятельных произведений, преодолевая такие разнонаправленные тенденции, как условность оперного жанра и безусловная кинематографическая природа.

Киноопера, являясь «своего рода жанровой чрезвычайностью для кино», в сегодняшнем кинематографе исчисляется не более тремя десятками произведений. Сложность и неопределенность специфики этого жанра объясняется многими причинами: киноопера находится на пересечении многих поисков, тех, которые живут в искусстве не одно десятилетие, и тех, какие назрели относительно недавно.

И. Рубанова, размышляя о причинах интереса кинорежиссеров к столь сложному и сверхусловному жанру музыкального театра, каким является опера, пишет о пропагандистском значении таких фильмов: «Крупные кинематографисты, осознавая свою культурную миссию, приближают широкому зрителю дорогостоящие, во многих случаях и вовсе недоступные ему оперный спектакль, балетное представление, искусство замечательных артистов и так далее.… Но есть и другая, сугубо кинематографическая причина. Сегодня многие сетуют на определенное кинобезвременье. Говорят о затертости находящихся в ходу стилистик, об изношенности распространенных повествовательных структур, обветшалости постановочных приемов, о самоэпигонстве ведущих мастеров. Научившись многому у романа, раскусив секреты поэтических связей, отбыв «стажировку» у театра и живописи, кинематограф обращается к музыке в поиске новой меры художественного обобщения, еще не освоенных тайн эмоциональной концентрации, словом, в тоске по крупной форме».

Также одной из причин возникшего интереса режиссеров к жанру кинооперы следует назвать развитие так называемого «режиссерского театра» в музыкальной культуре Западной Европы. «Режиссерский театр» ставил своей задачей обновление традиционного оперного искусства, развитие новых тенденций в музыкальном театре. Рассматривая оперную партитуру как «арену столкновения разнонаправленных импульсов либретто и музыки» он не только не приводил к общему знаменателю, не гармонизировал «швы» на стыках музыки и либретто, как делал это традиционный оперный жанр, напротив, -- максимально обострял их определенными постановочными средствами, извлекая из такого противоборства новые и новые неожиданные смыслы, идеи, ассоциации.

Руководствуясь идеей «режиссерского контрапункта в музыке» Б. Покровского, такие режиссеры, как Рут Бергхауз, Патрис Шеро, Гарри Купфер, ставили спектакли «… не синтез, не умиротворение, но открытое столкновение, противоречие». Роль режиссера в данном случае виделась «вовсе не в том, чтобы «пристроиться» к музыке, иллюстрируя ее или мимируя (что было бы бесполезным дублированием), а играть ею даже против нее, поскольку опера – это жанр, в котором музыка согласна «поделиться», согласна быть оспоренной словом и жестом».

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Женщина 73-х лет ищет место уборщицы. Интим не предлагать.
2008 © Киноискусство