Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Взаимодействие оперы и киноискусства

Природа жанра кинооперы и природа «режиссерского театра» как явления художественной культуры схожи: они представляют собой авторскую концепцию оперного произведения, с той лишь разницей, что в последнем случае, она воплощается на сцене, а в первом – на экране. Интегративным элементом в обоих случаях является личность режиссеров, работающих параллельно как в театре, так и кино. Среди них такие выдающиеся фигуры, как Ф. Дзеффирелли, Ж.- П. Поннель, П. Брук, И. Бергман, Р. Поланский, К. Рассел и другие. Работа в «режиссерском театре» для многих из них явилась «стартом» для создания киноопер: трудности, с которыми режиссеры сталкивались при создании сценических оперных постановок, весьма схожи с проблемами, возникшими при съемках киноопер. С другой стороны, работа в кино и драме вырабатывает у режиссера более высокий уровень кинематографического и театрального мышления, более широкий кругозор, большую раскованность воображения, поскольку драматическая пьеса и кинофильм не предлагают столь жестких «условий игры», как опера. Остается наработанный в кино и драме опыт и свободомыслие, ощущение не независимости от материала, но естественного, свободного диалога с ним, когда режиссер чувствует себя не столько душеприказчиком композитора, сколько собеседником, уважающим композитора и его оперные творения.

Таким образом, взаимодействие оперы и киноискусства осуществлялось в репродуктивной и оригинальной формах. Изначальной формой явилась репродукция в контексте концепции «сцена-экран» Ж. Мельеса. Со становлением киноискусства, связанным с достижениями кинематографии 1920-х годов, одновременно с репродукцией появляется такая форма взаимодействия театра и кино, как адаптация произведений оперного театра. При адаптации режиссёры стали активно использовать выразительные средства кино: планы, ракурсы, монтаж. В процессе художественного совмещения оперной условности и фотографической природы экранной образности режиссёры кино пришли к созданию собственных оригинальных произведений – киноопер, учитывающих специфику киноискусства и предполагающих кинематографическое прочтение музыкальных образов.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Ищу работу, не связанную с таковой.
2008 © Киноискусство