Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Табулярно-информационный принцип экранной культуры

Вся история мировой культуры доказывает, что самыми прочными и органичными связями, цементирующими человечество в единый целостный организм, где есть место каждой самобытной личности, были духовные ценности. На духовные ценности, в том числе и на художественно-нравственные идеалы возлагаются большие надежды в современном мире.

Современное искусство, впитывая в себя эти ценностные установки, пытается по-своему выразить их в художественных явлениях. Эти опыты не всегда и не сразу могут быть удачными. Любое творчество не бывает без поражений и ошибок, а тем более на рубеже нового, неизведанного. Главное  это желание донести до современного человека очень важные для него ценности. Так, у современных средств коммуникации есть огромные возможности по раскрытию человеческой личности, ее богатство и своеобразия. Сегодня очень важно подсказать человеку, что в современном мире ценится его уникальность и неповторимость.

Можно сказать, что история кино – это история отстаивания гуманистических ценностей. «Именно в кино ХХ века сильнее, чем в литературе или живописи был упор не культургуманизм». И кино чаще всего считает себя обязанным отстаивать эти сверхценности – сверхценности гуманистической цивилизации.

Для деятелей культуры и их аудитории ценность – культура. Ценности культуры – это ценности и общечеловеческие, и народные, и национальные, и личностные. То есть то, что сберегают, хранят и передают потомкам.

ХХ и ХХI века называют веками информации. Интернет, всемирная информационная сеть стремится сделать информационные потоки и узлы всеобщими. Традиционная культура объявляется мемориалами, депозитариями, хранилищами невостребованных предметов с громадными порой мало тронутыми, запасниками. Экранная культура — это способ фиксации и трансляции культуры традиционной. Современный человек все более познает традиционную культуру через экран. Таким образом, экран – это способ трансляции многовекового культурного фонда и представления современных потоков культуры.

В экранной культуре сохраняется тот же принцип, который был основным в книжно-письменной культуре – табулярно-информационный (сохранение и передача информации). Однако помимо этого предназначения, у экрана есть и другие функции. Экран, имея в своей памяти генетический код, заимствованный им у пластических искусств, предполагает не просто изображение, а зрелищное изображение. Это зрелище, как никакое другое, втянуто в систему товарно-денежных отношений. Это означает, что экранная зрелище предполагает потребление, удобство и удовольствие, сопутствующие этому потреблению.

Собственно, с таким эффектом – табулярно-информационным и зрелищно-развлекательным – и появились первые экранные изображения в конце XIX века.

Какие бы изменения ни происходили с экраном, в нем навсегда останется то, что отличало и будет отличать его от других видов искусства, — движущееся изображение. Проблема, которая решалась в течение ХХ века, сводилось к тому, чтобы сделать дистанцию между потребителем, то есть, зрителем и этим изображением минимальной. Экран, по сути, развивался по пути уменьшения этого расстояния (телевидения, видео, компьютер).

Все то, что происходит с экраном сейчас, то есть достижение максимальной свободы зрителя в пространстве экранного действия, означает в погружение зрителя внутрь экрана, «идентификацию зрителя с героем внутри экранного хронотопа». Таким образом, знаменитый экранный «эффект присутствия», который был замечен в живописи Веласкеса, затем наиболее явно обнаружился в произведениях экранной культуры на исходе ХХ столетия.

Можно сколь угодно доказательно говорить об искусстве экрана, о духовном потенциале экрана, но, пожалуй, самым аксиоматичным определением будет то, что движущееся изображение должно быть прежде всего зрелищным. Экран может быть искусством, и не искусством, развлечением или развлекаловкой, но он обязан быть всегда зрелищным.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Берегите каждую потерянную минуту.
2008 © Киноискусство