Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Советский кинематограф

Искусство всегда выполняло роль духовной программы, то есть соединяло реальность и идеальный мир возвышенного, к чему стремится человеческая душа. В искусстве ХХ века кинематограф каждой страны имеет свои вариации этих вечных понятий. Американский кинематограф, например, в его жанровых канонах олицетворяет понятия добра преимущественно в земной горизонтали как «самореализацию активной самодостаточной личности». Авторский европейский кинематограф показывает трагизм одиночества личности в положении «богопокинутости» и потери смысла жизни. Или, наоборот,  поиски Бога и состояние обретения духовной вертикали на пути к вере. Советский кинематограф был ориентирован на реализацию коллективного «рая» на земле в светлом будущем. При утопичности такой идеи он тем не менее нес позитивные общечеловеческие моральные нормы – любовь, милосердие, товарищество, сочувствие,  которые воспитывали душевные качества человека.

Для любого произведения, вида искусства ключевыми понятиями являются понятия «жизнь», «человек». В самых противоречивых, шокирующих порой произведениях XX века зафиксирована определенная философия жизни, так как искусство предлагает путь познания жизни, а не тотального финала.

Подлинным началом белорусской экранной культуры стал наш первый художественный фильм «Лесная быль» (1926) Юрия Тарича. Лента получилась светлая, по-юношески наивная (но ведь такой же была и аудитория, особенно сельская, для которой кино являлось «чудом»).

Сегодня мы можем увидеть в этом наивном и прекрасном лубке, исторической сказке то, на что раньше не обращали внимания. А именно – атмосферу патриархальной белорусской деревни, так как съемки фильма проходили не на фоне декораций, а на натуре. Подчеркнем еще раз особенности первой белорусской истории. Лиризм и романтическая тональность повествования. Документальность среды и правдивая типажность персонажей. Использование мифологических архетипов мышления (герой ленты – подросток в процессе инициализации и самоутверждения).

Творческий путь Юрия Тарича был не таким долгим, не таким славным, как, например, путь А. Довженки в украинском кино. Но его фильм показали возможность плодотворного воплощения белорусской истории и белорусских характеров в экранном пространстве.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Голова дана человеку не для того, чтобы работать, а для того, чтобы не работать.
2008 © Киноискусство