Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Белорусская документалистика

Лучшие фильмы советского кино, созданные разными мастерами в разные годы, подтверждают правила: произведения искусства нет, если нет открытия в области формы, связанности всех киноэлементов в единую систему и их соподчиненности по отношению друг к другую. Но сейчас стало ясно, что невозможно делать кино, не обращая внимания на изображение, не делая установку на зрелищность этого изображения.

Далее для героев кино, как и для наших современников, в жизни начались уже испытания более серьезные. Исторические и социокультурные катаклизмы: распад СССР, распад социалистического лагеря, движение НАТО на восток и ориентация на решение международных проблем силами оружия, локальные непрекращающиеся войны, рост международного терроризма – все это политический фон 90-х годов. Это дало отпечаток и на кино, на его духовной программе.

Ценности экранного документального фонда имеют два аспекта. Во-первых, это ценности летописи народа. Во-вторых, это ценности экранной художественной культуры. И то, и другое важно для духовной жизни народа, и для того, чтобы Беларусь и ее богатую культуру знали в мире.

Отражая личность художника, композитора, артиста, режиссера, кинематографиста в лучших своих творениях создает собственные художественные ценности. Белорусская документалистика – это кинематограф талантливых, одаренных режиссеров, операторов, снявших немало значительных по художественному уровню лент. В лучших из них произошло созвучие творческих личностей героя и автора. Герой как личность творческая, самоуглубленная, рефлектирующая во многом закрыт в своей внутренней жизни, он не пускает туда посторонних. С другой стороны, десятилетия экранной публицистики приучили нас к жанру юбилейного парадного портрета творца, к фильму-монументу, фильму-памятнику.

Показ творца в моменты трагические, неприятные для него, слишком личностные, обнажение, публичный показ его смятения, мук – все это интересно для зрителя, но, может быть, мучительно для героя. Здесь для автора важна его этика документалиста. В последние годы белорусский экран открывает новые пласты творческой личности, стремясь при этом не нарушить общечеловеческие этические нормы.

Самое важное для документалистики экрана – в последнее десятилетие заявляет о себе авторский кинематограф. Именно в этой области создается несомненный фонд художественных экранных ценностей. Талантливые документалисты, снимая картины о деятелях искусства, их творческие возможности, пополняя фонд художественных ценностей белорусской экранной культуры.

Плеяда документалистов составляет мощный пласт деятелей культуры – ее ретрансляторов и созидателей. С хроники началось белорусское кино — в 1925 году были сняты первые хроникальные фильмы о жизни Беларуси. Первое поколение документалистов – патриархи Иосиф Вейнерович, Евгений Соколов, Владимир Стрельцов, Михаил Беров, Самуил Фрид, Владимир Цеслюк-старший, Георгий Вдовенков – запечатлели летопись военных и послевоенных лет.

С 1961 года работала Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, получившая затем символическое и ответственное название «Летопись». Борис Сарахатунов, Юрий Иванцов, Юрий Лысятов, Ричард Ясинский, Иосиф Пикман, Виктор Шаталов, Адольф Каневский внесли много в экранизацию летопись времени.

Особую роль в белорусской документалистике сыграл Виктор Дашук, чьи картины по праву принадлежат к общечеловеческому культурному наследию. Его циклы фильмов о войне, которые можно объединить общим названием «У войны не женское лицо», основаны «на традиции документально-художественной прозы белорусских писателей и несут нравственный потенциал громадной силы». Это коллективный рассказ – воспоминание народа о том, как война не убила в людях душу живую, а проявила их мужество и милосердие.

Осмысление сути изображения кино происходит на документальном экране. Документальные фильмы, созданные в основном в Белвидеоцентре, по-прежнему дают основание говорить об искусстве экрана. Достаточно вспомнить многие фильмы Р.Грицковой, А.Кудиненко, Н.Князева, А.Карпова-младшего, В.Аслюка.

В современной документальном кино первичным остается изображение. В белорусском документальном кино можно выделить режиссеров, которые не просто делают хорошее кино, а придают и извлекают смысл из изображения – Сергей Головецкий и Валерий Шишов. Изображение в фильмах этих мастеров не просто добавляет некую информацию о реальности, а раскрывает глубинное, таинственное содержание реальности. Сюжетное содержание искусства документального экрана бесконечно: природный ландшафт, музейный архив или обычный медосмотр в Чернобыльской зоне, который может быть описан в нескольких газетных строчках.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Самое трудное в ничегонеделании - это то, что ты не можешь прерваться и отдохнуть.
2008 © Киноискусство