Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

С.Головецкий

Для С.Головецкого поводом для фильма могут быть журналистские строчки, газетная фотография, музейная тишина. Темы его фильмов негромкие. Однако то, как они раскрываются в фильмах, дает возможность почувствовать объемность времени-пространства. «Я вызову любое из столетий, войду в него и дом построю в нем» (А.Тарковский).

Нечто похожее делает режиссер, только он вызывает любое из пространств и «обживает» его так, что и у зрителя возникает иллюзия вхождения в это пространство. Каждый кадр выполнен на уровне «культурно-онтологических образов» (термин У.Эко).

В фильмах – «Вениамин Блаженный», «Опера», «Дневник художницы», «Рондо», «Медосмотр» – сохраняется классическое единство времени – пространства, классическая композиция – завязка, кульминация, развязка. В его фильмах нет ни одного специального яркого эффекта, ни одного дидактического момента. Почерк режиссера отличается несуетностью. Ничто не отвлекает от главного действующего лица: будь то человек или ситуация. А фильмы воспринимается как единое зрелищное повествование. Как зрелище, организованное и подчиненное замыслу автора. При подчеркнутой аскетичности и неторопливости в фильмах есть абсолютное авторское присутствие.

Одна из самых поразительных картин на тему Чернобыля последнего времени – «Медосмотр» (автор сценария – Людмила Селицкая). Фильм сделан подчеркнуто бесстрастно, подчеркнуто неэмоционально. Эта подчеркнутость обнаруживает эстетический принцип. Протокольная суховатость текста, дополненная строго организованным изображением, буквально взрывается от обилия эмоций, чувств, обрушивающихся на зрителя. Зритель, имеющий глаза и душу, обязательно увидит и почувствует это.

Фильм «Медосмотр»,  абсолютно целостное художественное произведение с ярко выраженной системной взаимообусловленностью всех элементов. Это как раз тот случай, когда изображение поднимается до художественных высот, становясь выразительным образом.

Продолжается также эстетическое освоение новых технологий, принесенных эпохой «второй звуковой революции». Можно сказать, что на данном этапе именно видеокультура стала центром притяжения всех видов белорусского экранного искусства. В частности, цифровая запись звука в определенной степени увеличивает возможности овладения звуковым пространством. Несмотря на некоторые отличия видео от «большого» кино (особенности «текучего» монтажа, создание особого родя симультанного пространства, в частности, звукового), именно видеофильм стал местом эксперимента, лабораторией, где отрабатываются и закрепляются определенные эстетические установки, связанные и с достижениями большого экрана.

Музыкально-звуковая область находится в эпицентре поисков новой эстетики, новых ресурсов киноязыка. Вновь, как во времена С.Эйзенштейна (имеется в виду его знаменитая «Заявка»), встает вопрос о звукозрительном синтезе, о звукозритвельной образности, но уже в условиях новой культурной ситуации, в процессе поиска кинематографической зрелищности. Именно в последние десятилетия наблюдается интересные поиски в области создания сложных метафорических звуковых построений, внутренней взаимосвязи и взаимопревращаемости мира музыки и мира шумов. Суть таких поисков, приобретающих в документальном искусстве последних лет особую художественную убедительность, - путь от имитационного отражения к образно-звуковому претворению мира.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Самый плохой день отдыха всё же лучше, чем самый хороший рабочий день.
2008 © Киноискусство