Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Белорусские документальные ленты последних лет

Подобная тенденция намечается в уже ставшим классикой белорусской документалистики фильме М.Ждановского «Con anima» (студия «Летопись», звукооператор В.Краснов), где авторская интерпретация творческой индивидуальности – личности известного хорового дирижера И.Матюхова – значительно отличается от реального существования этой личности. В фильме посредством изобразительных и звуко-музыкальных метафор – от звуков современной урбанистической среды обитания до исполнения хоровым коллективом культовой музыки – волею авторов создается образ творца гармонии.

Одна из ведущих тенденций современного экранного искусства – создание сложной музыкально-звуковой партитуры, где изменяется традиционно иерархическое соотношение трех главных компонентов – речи, музыки и шумов. Главным образом, это проявляется в авторских звукозрительных композициях, в создании которых равноправным соавтором режиссера становится звукооператор.

Среди духовно значительных направлений современной белорусской документалистики следует отметить две созвучные темы: экологическое и этнологическое (фольклорное кино). Проблематику они имеют общую: это угроза исчезновения сверхценного, что у нас сегодня имеется,  аутентичного фольклора и уникальной природы. В Беларуси еще можно найти кое-что из того, чего лишились многие более развитые страны Европы,  нетронутые леса и болота, занесенных в Красную книгу птиц и животных.

В далеких деревнях, особенно на Полесье, сохранились и древние формы аутентичного фольклора, в том числе – песни и наигрыши календарного и семейно-обрядового циклов.

Эти фольклорно-исследовательские фильмы называются визуальной антропологией и экранной этномузыкологией. В Беларуси этот жанр развивается около тридцати лет. Во-первых, благодаря приходу в кино этномузыколога Зинаиды Можейки. Она стала сценаристом цикла фильмов «Полесские колядки», «Голоса веков» и «Память веков» (режиссер Н.Сава), «Движение земли», «Полесские свадьбы» и «Кривые вечера» (Ю.Лысятов), «Принеси, Боже, тучу» (А.Шкляревский). Эти съемки аутентичного фольклора в его «натурной» среде были высоко оценены на международных кинофестивалях и конференциях.

Оригинальные, авторские ленты – «Несыгранная роль» Н.Гаркуновой и «Андреевы камни» В.Аслюка – получили главные призы Брестского кинофестиваля. Оба этих произведения – проявления души и ментальности народа. Они бесспорно принадлежат белорусской национальной культуре.

В последние годы хорошо показало себя важное для нашей экранной культуры кино на темы экологии. Отдельные ленты создавались и ранее, сейчас же обратил на себя внимание талантливый и активный автор И.Бышнев – биолог по образованию, один из руководителей общественной организации «Охрана птиц Беларуси».

Фильмы про белорусскую природу он снимает в разных жанрах. Среди них – научно-популярная лента «Живые свидетели ледовиков», экранная медитация «Живая вода», сюжетная игровая картина для детей «Лесные прятки» (на Международном телекинофоруме в Ялте в 2001 году она заняла 3-е место в номинации научно-популярных и просветительских программ).

И.Бышнев считает, что экологические фильмы могут найти себе самую разнообразную аудиторию. Можно снимать зарисовки для экотуристов, детские фильмы-сказки про животных, ленты про реализацию в Беларуси природоохранных проектов, рассказы про отдельные виды птиц и животных, сериалы про отдельные виды птиц и животных, сериалы про заповедники и национальные парки. А также можно использовать образы белорусской природы в рекламных роликах и зарисовках для эмоциональной релаксации.

Следует заметить, что документалисты лидируют в нашем кино в разработке новых тем и художественных приемов. Свои достижения здесь имеют каждая из фильмопроизводственных учреждений: кинообъединение «Летопись», объединение «Телефильм» государственного телевидения, Белвидеоцентр. История, экология, духовность – вот основные темы 90-х годов.

Большинство документальных фильмов последних лет посвящена также выдающимся деятелям культуры. Преобладают ленты, созданные в поэтико-метафорической стилистике. Следует отметить «Глаза воды» А.Шкляревского (про брата режиссера, известного писателя И.Шкляревского), «Дерево за окном» М.Якжена (про художника А.Анисимова) и «Возвращение в рай» В.Шилова (про художника В.Белыницкого-Бирулю), «Художник, рисующий на песке» С.Катьера (про режиссера В.Раевского).

Неигровые фильмы об искусстве занимают особое место в кинематографе. Предмет изображения этих фильмов – искусство – то есть то, что составляет непосредственное содержание экранного образа. Он объединяет в себе научное, познавательное начало вместе с художественным, так как в данном случае проблема показа связана с проблемой художественного перевода одного искусства на язык другого.

Белорусская экранизация документалистика сегодня существует в нелегких производственных, финансовых условиях. Но она творчески жива и талантлива. Накоплен богатый фонд культуры народа. В лучших фильмах создан коллективный портрет нашего искусства как профессионального, так и народного. Документальное кино Беларуси не только транслирует на массовую аудиторию художественную культуру, но и в лучших своих творениях создает высокие художественные ценности.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
День пропал не зря...
2008 © Киноискусство