Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Сверхорганический феномен культуры

Культура представляет собой сложную и в то же время целостную систему с выразительным иерархическим строением. Ее структура создается многочисленными уровнями, биологическими, физическими, психическими, социальными, эмпирическими. Однако психические, социальные, культурные явления не существуют независимо, и потому о них нельзя сказать, что они образуют отдельные онтологические уровни и могут быть познаны сами по себе. Культура многоаспектна.

Среди антропологов достигнуто соглашение относительно того, что культура есть сверхорганический феномен. Этот термин, согласно Г.Спенсеру, который ввел в оборот понятие «сверхорганического», представляет собой процесс, выросший из органической эволюции. «В сверхорганической среде каждого общества, – как считает Г.Спенсер, - происходит накопление сверхорганических продуктов, в число которых автор включает материальные приспособления, язык, науку, обычаи, законы, философские системы, эстетические продукты и искусство в целом»

Эти различные порядки сверхорганических продуктов, каждый из которых развивает внутри себя новые роды и виды, разрастаясь в то же время в более крупное целое, образуют чрезвычайно сложный и чрезвычайно мощный узел влияний.

Поэтому Г.Спенсер выделил три уровня: неорганический, органический и социальный, или сверхорганический. Эти уровни являются и эмпирическими и иерархическими, так как они «базируются на эмпирически наблюдаемых свойствах и образуют иерархию в том смысле, что их можно расставить в логической последовательности, от низших до высших форм организации и функции». Высший уровень проявляется в эмпирических функциях и силах, то есть «в таких измерениях реальности, которые не встречаются на низших».

Одной из основных особенностей существования культуры как целого, как считает Ю. М. Лотман, является то, что «внутренние связи, обеспечивающие ее единство, реализуются с помощью семиотических коммуникаций - языков. В этом смысле, культура представляет собой «полиглотический механизм»

Этим культура как «некоторая сверхбиологическая индивидуальность отличается от любых биологических индивидуальностей, внутренние связи которых реализуются с помощью биологических, а не семиотических коммуникаций»

Заглядывая в новое тысячелетие и пытаясь нащупать основные пути эволюции культуры, возьмем в качестве своеобразной точки отсчета книгу. Проследим ту эволюционную цепь, которая тянется от письменной к экранной культуре.

Мы берем в руки книгу и видим, что о чем бы она нам ни рассказывала, повествование вытягивается в книжную строчку, поскольку основана на «линейном языке» письменности. Появление на книжной странице иллюстраций дает уже некоторое новое качество этой страницы и книги в целом. В данном случае линейный язык письменности сочетается с языком «плоскостным», эволюция которого накануне ХХ века приводит к рождению кинематографа, сумевшего передать «реальную последовательность движения в замкнутом пространстве экрана».

Таким образом, «ожившая» страница сменилась экраном, который затем с появлением телевидения пришел к нам в дом и стал, как книга. предметом домашней культуры. Наконец, видеомагнитофон предоставил возможность обратной связи с экраном. Видеокассета - то же запечатление фрагмента мировой культуры в «памяти квартиры», какое характерно для книги. В видеоварианте зрелищного искусства мы «стоим перед порогом «новой книги», который экран компьютера спокойно перешагивает». При этом экран компьютера его дисплей становится как бы компьютерной страницей, которая все более на наших глазах выступает как основа становления зрелой формы экранной культуры.

Культура компьютерной страницы несет с собой новый тип мышления и, соответственно, образования. «Понятие «новое мышление» не сводится только к мышлению «политическому». Новое мышление – это и ориентированность человека на саморазвитие. Для нового мышления характерно сращение логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование «интеллектуальной образности» и «чувственного моделирования».

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Только соберусь поpаботать, обязательно кто-нибyдь pазбyдит...
2008 © Киноискусство