Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Характеристика экранной культуры

Быстрота, гибкость, реактивность и глубина нового мышления находят себе адекватную «орудийную» опору в развитом инструментарии экранной культуры. Так, например, возрождение в человеке «чувства истории» невозможно без соприкосновения с наглядным и чувственно достоверным миром всех времен и народов. Видеокомпьютерная «машина времени» сможет без потерь выполнить эту задачу для любой точки земли. «Информационному космосу» становится подвластен бег времени, зримые приметы которого по желанию пользователя выносятся на экран, разворачиваясь в судьбы и события, возвращая человеку затерянные миры, приобщая его к человечеству.

Становление экранной культуры в ее зрелом виде не может не привести к качественно новым формам включения труда в нашу жизнь.

Как сказал известный американский социолог и культуролог Маршалл Маклюэн: «У любой эпохи и любой культуры есть свои излюбленные модели восприятия и познания, претендующие на универсальность и всеобщность». Одной из определяющих черт современного культурного развития является формирование и стремительная экспансия экранной культуры. «Сегодня мы живем в мире, где значительная часть нашего опыта и значительная часть наших представлений передается с помощью экранного общения. Само понятие «экран» представляет одну из ключевых категорий ХХ – ХХI веков, равнозначную таким эпохальным категориям, как «окно» Возрождения или «зеркало» маньеризм и барокко.

Некогда на рубеже XIХ–ХХ веков появилось новое понятие «cinema», основным смыслом которого было движение, кинематика. Теперь на рубеже XХ–ХХI веков появляется новое понятие «screenema», что означает «экранное изображение». Однако если под «screenema» понимать только «экран», то, безусловно, этого слишком мало. «Screenema» - это все то, что связано в появлением качественно нового экрана. Неважно, каким будет экран: кино+ компьютер или видео + компьютер + голография – это дело техники. Важно, что на рубеже веков меняется философия экрана.

Под экранной культурой мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является не письменность, а «экранность». Эта культура «основана не на линейном, то есть вытянутом в строку, письме, а на системе экранных (плоскостных) изображениях, или, иначе, не на письменной речи, а на так называемой «экранной речи», то есть на временном потоке экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь персонажей, анимационное моделирование, письменные тексты и многое другое.

При этом основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от книжной и приближающим ее к изначальному типу человеческих культур – культуре личного контакта, является динамичный, ежесекундно меняющийся, диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером. Экранная культура, в этом смысле, актуализирует и по-новому ставит извечную проблему о «взаимоотношениях природы знания и природы человека», а также формирует и проблему «знания» и «информации».

Таким образом, для художественных проявлений экранной культуры характерна иная поэтика – не повествования, на которой держится практически вся традиционная письменная культура, а диалога, переходящего в полилог.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Ты, работа, нас не бойся - мы тебя не тронем.
2008 © Киноискусство