Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Феномен экранной революции

Первой аудиовизуальной революцией, условно говоря, является изобретение кинематографа. С этого момента экранная культура начала свое шествие по земному шару. Второй аудиовизуальной революцией стало появление синхронной записи звука.

Звуковое кино, объединившее изображение и фиксированное звуковое сопровождение, стало первым техническим средством распространения, аудиовизуальной информации. Звукозапись обогатила экран устной речью, естественными и искусственными шумами, расширила диапазон музыкального сопровождения.

Tретья техническая революция была связана с пришествием телевидения, которое можно рассматривать, главным образом, как новую технику, звукозрительного ряда, семиотически эквивалентную кинематографу, но в то же время обладающую рядом частных коммуникативных особенностей. Главным из этих особенностей являются трансляционность (возможность передачи, практически одновременной реальному ходу событий) и ориентированной на домашнее потребление. Однако, культура и культурный ландшафт стали существенно изменятся во второй половине сороковых годов, когда телевидение получило массовое распространение. В США это происходило во второй половине 40-х  первой половине 50-х годов, в Западной Европе  в основном в 50-е годы. В этот период по сфере своей распространенности телевидение стало сравниваться с кинематографом, но постепенно распространяться более широко.

Следующая экранная революция связана с появлением и распространением видеоинформации на различных технических носителях, таких как кассета, лазерный диск и др. Это привело к сближению аудиовизуальных записей с книгами, поскольку теперь стало возможным произвольно останавливать просмотр, неоднократно возвращаясь к любому фрагменту фильма и так далее.

Появление компьютерной анимации легло в основу интерактивного общения, что дало возможность зрителю активно участвовать в ходе игры. Экран возобладал новым качеством, включив в свой актив художественных средств так называемый эффект «inter face» - непосредственный диалог с машиной. На использовании этого приема основана работа с персональным компьютером. Причем и в том и другом случае посредником в этом общении является экран.

Следующий этап характеризуется пришествием и распространением Интернета, представляющего систему общения на расстоянии при помощи телефонных кабелей и компьютерного экрана. Это уже совершенно новый этап коммуникаций между людьми и новая фаза в получении изображения. Сейчас, по мнению К.Э. Разлогова, мы «оказываемся перед ситуацией, когда реально изменяется культурная среда, в которой мы живем».

Таким образом, формирование качественно иного типа культуры, который начинает активно взаимодействовать с ее традиционными типами, уже привело к ситуации фундаментальных изменений в культуре.

В наши дна мы переживаем новую фазу взаимоотношений между видеотехникой, телевизионной техникой, кино- и компьютерной техникой, когда становится ясно, что они могут быть синтезированы на основе единого принципа записи изображения в сочетании со звуком. Сейчас целесообразно говорить о неком глобальном аудиовизуальном конгломерате современной культуры; об области, где нет больше границ, и где сопредельные прежде территории сливаются в одну.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Самый плохой день отдыха всё же лучше, чем самый хороший рабочий день.
2008 © Киноискусство