Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Развитие языка кино

Экран с самого начала противопоставлялся традиционным формам творчества. Отношения между старыми искусствами и экранным искусством были достаточно напряженными. «Если вы оглянетесь на наш сегодняшний контекст, на наше сегодняшнее восприятие (хотя телевидение в значительной мере помолодело и журналистика в значительной мере помолодела), то увидите, что эта напряженность сохраняется». Можно сослаться на недавнее выступление Солженицына в Академии наук, где достаточно ярко прозвучала идея, согласно которой экран – «главный разрушитель культуры, ценностей, нравственности и вообще всего на свете». Более того, как отмечают некоторые исследователи, «технология нашего государственного развития приводит к тому, что культура у нас существует с одной стороны, а телевидение – с другой стороны, кинематограф же где-то в промежутке».

Сопротивление культурным нововведениям нередко оказывали лучшие умы человечества. Говоря сегодня об экранной культуре, о культуре компьютерной страницы, нельзя не вспомнить о страстях, разгоравшихся в эпоху формирования письменной культуры. Сократ, например, выступал против письменности, поскольку, по его мнению, она может повредить развитию такой фундаментальной способности человека, как память.

Известно, например, что сторонники классической культуры с презрением отворачивались от кино не только в силу его низовой художественной ориентации, но и из-за принципа воспроизводства жизни в туманных «движущихся картинках». Активное неприятие вызывал и телевизионный эффект сиюминутного присутствия, а убежденные «синефилы» отрицали «плоское» видеоизображение.

Таким образом, во всех новых, непривычных средствах «свободного растекания» информации каждый раз видели чуть ли не главную причину «упадка цивилизации». Так что почти «фольклорное» представление о том, что компьютерная революция – «злокозненная выдумка технократов, враждебная подлинным ценностям мировой культуры», имеет за собой давнюю и респектабельную историю.

С самых первых своих шагов кинематограф вызывал не только внимание к себе, но и жестокую критику со стороны интеллектуальной элиты. Кино как техническое средство могло служить чему угодно. По праву принадлежа к семье искусств, оно, в первую очередь, явилось важнейшим средством массовой коммуникации. Благодаря документальным съемкам Люмьеров и их последователей ежедневные газеты в свое время имели свою экранную аналогию в виде сборников кинохроники. Кинематограф был также средством развлечения. Таким образом, кино в начале века активно присоединилось к делу расширения и насыщения информационного пространства.

Затем кинематограф явился важным средством пропаганды, эффективным посредником между властью и народом: например, «революционный» советский кинематограф, «агитационный» советский кинематограф, «агитационное» нацистское кино, антинацистские (а затем и антикоммунистические) американские фильмы, пафосные киноленты «красного» Китая и «красной» Северной Кореи и т.д.

Массовая забава, «киношка», была принята на государственную службу: она формировала общественное мнение, взгляды, демонстрировала эталоны «идеологически правильного» поведения.

В конце концов, по причине своей крайней демократичности кино сделалось общенародным психоаналитиком: оно переводило подсознательные страхи и тайные желания коллективного бессознательного на язык аудиовизуальных средств. Таким образом, кино из простой технической «игрушки», превратилось в одного из главных творцов современной социальной мифологии.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Если вас наказали ни за что - радуйтесь: вы ни в чём не виноваты.
2008 © Киноискусство