Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Роль кино

Роль кино как «фабрики грез» становится особенно известной в кризисные периоды жизни общества. Например, известная «великая депрессия» в США 30-х годов породила невероятную массовую заинтересованность к кино. Еженедельно 85 миллионов американцев посещали 17 тысяч кинотеатров. Для людей, избавленных привычной социальной стабильности, именно кино, работая в режиме «великого утешителя», создавало возможность психологической разгрузки. Информатор, пропагандист, развлекатель и учитель – вот основные амплуа кино в культуре ХХ века. Благодаря этому кино становилось идеальным коммерческим продуктом массового потребления, что имело определенные последствия. Его критиковала за несомненное преобладание демократичности, динамичности, склонности к эффектным сюжетам и «дружбу» с «низкими жанрами».

Сегодня уже нет сомнений в том, что сюжетные фильмы не только являются искусством, но и – наряду с архитектурой, карикатурой и «коммерческим дизайном» – «единственным визуальным искусством, живущим органической жизнью». Нравится нам это или нет, но именно кино формирует больше, чем кто-либо еще, мнения, вкусы, язык, одежду, поведение и даже внешний вид публики, составляющей более чем 60 % населения земли.

Кульминация критики кино попадает на первую половину ХХ столетия и исходит в результате конфликта традиционной «культуры слова» и новой визуальной культуры. С развитием языка кино, эволюцией жанров, появлением киноавангарда и «интеллектуального» кино, становлением ведущих национальных кинематографий и увеличением количества фильмов, признанных настоящими шедеврами, споры про статус кино в системе культуры перестали быть актуальными. Известно, что современный кинематограф – это сложная динамичная система, способная создавать культурный продукт самого различного качества.

Каждый визуальный язык выполняет ряд исходных функций в системе культуры: информационную, пропагандистскую, развлекательную и компенсаторную.

Кинематограф сам по себе является системой и обладает сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации – информирования, воспитания, организации поведения, развлечения, коммуникации – но специфическим способом.

Контакт с произведениями искусства осуществляется уже не по законам коммуникации, а по законам общения. Сущность общения психологи видят во «взаимном активном обмене индивидуально-личностным содержанием» [; 9]. Особенно следует подчеркнуть момент «взаимодействия» в этом процессе. В самом деле, контакт фильма и публики строится не на основе передачи и усвоения информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.

Бытие произведений киноискусства формируют также закономерности социально-психологического, культурно-исторического плана. Возникает проблема выяснения взаимоотношений кинематографа не только с явлениями художественной культуры, его места среди других искусств, но и осознания той роли, которую играет кино в обществе, его способности воздействовать на общественное сознание.

Таким образом, кино является творчеством культурного продукта. Произведение киноискусства, как некая целостность, оказывается тесно связанным с широким социокультурным контекстом, который его порождает. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый взгляд, не вытекающий из его визуального ряда. Сила аудиовизуального образа – в его крайней чувственно-эмоциональной насыщенности. Зритель, захваченный экранными образами, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он наблюдает за развитием событийного киноряда фильма. Человек перестает быть простым наблюдателем событий. Такая связь текста фильма с действительностью объясняется спецификой языка, которым оперирует кинематограф.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Если хочется работать - ляг, поспи, и всё пройдёт.
2008 © Киноискусство