Главная В избранное Версия для печати

Киноискусство

Магия кинотекста

Как и спонтанный жизненный опыт, кинотекст воздействует на нас одновременно на уровне чувственно-эмоциональном, рациональном и интуитивном, то есть подсознательном. Магия кинотекста лежит в том, что через познавательные, обычные «рисунки» создается неизвестный текст, который реформирует наше восприятие. Создатель всяческого визуального сообщения предлагает потребителю не только само сообщение, но и правила его прочтения. Информационная насыщенность визуального медиатекста строится как сумма векторов активности автора, активности потребителя и реального культурного контекста, который формирует определенный интерсубъективный набор ожиданий и пожеланий «адресата послания».

В отличие от вербального текста кинотекст обновляет не только определенный набор знаков, но и набор стратегий их восприятия.

Особого внимания заслуживает, собственно, языковой уровень современного аудиовизуального сообщения. Попытаемся проследить место аудиовизуального феномена на конкретных примерах нормативов пространственного восприятия, наметить его наиболее показательные следствия в контексте сегодняшних культурных процессов.

Кино, как известно, синтетическое искусство. Оно соединяет в себе свойства как пространственных, так и временных искусств. Смысл и методология синтетичности творимой на экране реальности обнаруживается в технологии воссоединения времени и пространства. Пространственное восприятие экранного текста не только проблема технического прогресса. Она укоренена глубже – в самой логике исторического развития человечества, вступающего в третье тысячелетие.

Одним из главных достижений предыдущего этапа кино – периода 60-х – начала 70-х годов – было усложнение повествовательной структуры фильма. Авторская режиссура 60-х, впитавшая опыт «нового романа», вводила в повествовательный ряд сложные ассоциативные ходы, разбивала пространственное и временное единство действия, опредмечивала сферы внутренней жизни человека. Рой Арме, написавший в середине 70-х обстоятельное исследование способов повествования в современном кино, пришел к выводу, что оно базируется на «понимании того, что истины двадцатого века не могут быть до конца выражены в формах нарративности, подчиненных правилам девятнадцатого столетия».

Современное кино, таким образом, прибегает не к аналитической или метафорической, а к декоративной, орнаментальной раскадровке пространства. При этом по мере абстрагирования дискурса собственно повествование упрощается и выпрямляется.

Главная   • Новости   • Искусство   • Контакты   • RSS  
Любое самостоятельное решение должно быть подкреплено санкцией вышестоящего руководства.
2008 © Киноискусство